Народная война
Война велась не только на фронте, сотни подпольщиков и партизан уничтожали врага всеми возможными способами.
|
Из показаний ефрейтора 268-ой пехотной дивизии Ганса Фарбера: «В марте 1943 года в д. Жданово мною повешена девочка двенадцати лет, а в апреле того же года в д. Большое Десное повешен мужчина пятидесяти лет. В апреле 1943 года в д. Насоново мною повешены двое детей шести и семи лет и их мать. В мае того же года в д. Гранкино мною повешен мальчик 14 лет. В июне 1943 года мною расстреляны девушка 23 лет, мальчик 13 лет и девочка 14 лет…» (Рябцев Ю.С. «История России глазами очевидцев».) |
Придя на территорию европейских стран и СССР, нацисты желали установить «новый порядок».
Их памятки немецкому солдату:
«Помни и выполняй:
1) … Нет нервов, сердца, жалости — ты сделан из немецкого железа. После войны ты обретешь новую душу, ясное сердце — для детей твоих, для жены, для великой Германии, а сейчас действуй решительно, без колебаний…
2) … У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек.
3) Ни одна мировая сила не устоит перед германским напором. Мы поставим на колени весь мир. Германец — абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты — германец: как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном — о фюрере, и ты победишь. Тебя не возьмет ни пуля, ни штык. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».
(Якубовский И.И. «Земля в огне», мемуары)
Немецкие солдаты спокойно грабили мирное население, врывались в дома, забирали все, что хотели. Они могли избить или пристрелить любого человека безнаказанно, а то и казнить, жестоко, бесчеловечно. Трудоспособное население угоняли на работы в Германию. Евреи, цыгане, поляки, а также старики, инвалиды, больные и дети славянских и прибалтийских народов подвергались поголовному уничтожению. Истребление людей стало целой индустрией у нацистов, были созданы даже специальные автомобили-душегубки, в которых выхлопным газом травили арестованных, а позже трупы сжигались в «банях» (крематориях), пепел же использовался для повышения плодородия сельхоз угодий.
|
Человек не скотина, он не будет безропотно ждать своей смерти. На бесчеловечность оккупантов народ ответил партизанской войной. |
Партизанские отряды были подобием Армии: строгая дисциплина, командир, комиссар, штаб. Обосновываясь в лесу на долгое проживание, отряды строили кухни, госпитали и даже ремонтные мастерские. В отрядах партизан приводили к присяге и обучали приемам боя по всем правилам военной науки.
Сначала оружие добывали у врага, позже была налажена связь с Большой Землей (тылом) и партизанские отряды стали вооруженными формированиями единой Красной Армии.
|
|
|
За глаза партизаны называли своего командира Дед. |
За голову Деда немцы объявили награду в сто тысяч рейхсмарок, но предателей не нашлось.
Сам Ковпак не выглядел как вояка. Он был прост в общении, справедлив, нетороплив, но во время рейдов очень придирчив и строг. Ковпак поговаривал: ««Прежде чем зайти в Божий храм, подумай, как из него выйти» — успех любой операции зависел от мелочей, которые необходимо было продумать заранее. |
|
В мае 1942 года Ковпаку было присвоено звание Героя Советского Союза, а позже была присвоена еще одна Звезда.
Отряд Ковпака стал именоваться «воинской частью № 00117». Двухтысячный отряд Ковпака прошел шесть тысяч километров по Правобережной Украине, уничтожил шесть тысяч фашистов, пустил под откос четырнадцать вражеских эшелонов. В предгорьях Карпат отряд Деда уничтожил сорок нефтяных вышек, тринадцать нефтехранилищ и три нефтеперегонных завода.
|
После войны Ковпак жил в Киеве, работая в Верховном Суде Украины. |